В сентябре в Пермском университете открывается магистерская программа "Цифровые технологии в социокультурных и арт-практиках".
Обсуждаем особенности новой магистратуры с Еленой Березиной, заведующей кафедрой истории философии ПГНИУ - именно эта кафедра станет выпускающей для программы.
Елена Михайловна также будет читать в магистратуре курсы "Академическое письмо" и "Культура в глобальном мире".
Анатолий Ященко: Добрый день, Елена Михайловна! С сентября 2017 года на вашей кафедре Истории философии открывается магистратура "Цифровые технологии в социокультурных и арт-практиках", с чем было связано такое решение?
Елена Березина: В настоящее время кафедра Истории философии реализует ряд образовательных программ – это Искусства и гуманитарные науки, Культурология, у нас есть магистратура по истории философии и искусства. На кафедре работают специалисты разных научных областей, этот философы, культурологи, искусствоведы, но всех нас объединяет один исследовательский предмет – культура во всех ее формах и динамическом развитии. И размышления по поводу современной культуры, размышления о новых формах культуры привели нас к тому, что нужно изучать цифровую культуру или культуру в эпоху цифровых технологий, но не только с точки зрения, что это за технологии, изучать не только собственно цифровые продукты, но и размышлять над вопросами, а как меняется жизнь человека, как меняются практики человеческие в цифровой культуре, мир ценностей. Вот этот теоретический интерес стал одним из оснований, которые привели нас, в конечном итоге, к идее об открытии нового профиля. Помимо этого,мы все прекрасно понимаем, что в современном гуманитарном знании накопились большие массивы данных, анализ которых невозможен без использования цифровых технологий. Отметим также, что этот профиль – профиль междисциплинарный и создает условия для проведения междисциплинарных исследований с участием представителей разных отраслей знания. Мы задумались также о таком направлении магистратуры, которое было бы действительно прикладным, практико-ориентированным. И наш учебный план ориентирован на то, чтобы студенты осваивали конкретные навыки и умения по созданию информационных ресурсов, цифровых проектов, иными словами, учились представлять гуманитарное знание в цифровой форме.
Не буду вас дальше спрашивать о формальных вещах, об этом подробно написано на сайте цифровой гуманитаристики, любопытно вот что: идея магистратуры возникла раньше Центра цифровой гуманитаристики или она возникла, когда сформировалась среда для подобных планов?
Идея магистратуры возникла после, после того как возник Центр цифровой гуманитаристики, но надо сказать, мы все это знаем, что в университете сложилась уже большая традиция исторической информатики, например. И естественно мы всегда с большим интересом наблюдали за деятельностью наших коллег и вот, когда возник Центр – возникли такие легитимные основания для нашего полноценного сотрудничества. Это было движение друг к другу, навстречу друг к другу.
В будущей магистратуре большое количество преподавателей с философско-социологического факультета, есть историки и другие представители гуманитарных направлений, все ли восприняли идею такой магистратуры положительно? Ведь ни для кого не секрет, что диалог между «физиками» и «лириками» по сей день не всегда конструктивен.
Конструирование новой образовательной программы, составление учебного плана, обозначение портрета выпускника – это процесс творческий, коллективный. Конечно, все мы представляем какие-то исследовательские парадигмы и существуем в этих традициях. Но, мне думается, что мы сегодня команда единомышленников. Мы поддерживаем Сократа, который, когда – то сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это означает, что мы готовы осваивать новое знание, тем самым расширяя горизонты своего видения. Именно такие люди («готовые осваивать новое знание») собрались для конструирования образовательной программы. Мы ведь все изучаем мир и присутствие в нем человека, но только под разным углом зрения. Это нас объединяет: мир и присутствие в нем человека.
Да, новые образовательные стандарты, а какие перспективы у выпускников в первую очередь вы видите? Где они будут востребованы?
Я отметила раннее, что характер магистерской программы прикладной, практико-ориентированный и мы надеемся на то, что наши выпускники будут востребованы и в художественных и культурных институциях. Отмечу, что уже сегодня кафедра имеет договоры о сотрудничестве с Пермской государственной художественной галереей, музеем современного искусства, у которых есть потребность в специалистах такого профиля. Помимо этого, в средствах массовой информации, системе, так называемых, новых медиа, что наши выпускники будут востребованы.
Если продолжать разговор далее о магистратуре, как будет протекать учебный процесс, на сайте есть небольшое превью про проектную деятельность, какие проекты будут реализовываться и какова возможность участия в этих проектах магистров, например, с теми же музеями, галереей, с которыми вы говорите, будете сотрудничать?
Да, мы предусматриваем возможности и они, опять же, заложены самой сущностью учебного плана, что каждый магистр сможет создать либо самостоятельный проект, либо поучаствовать в командной работе над созданием проекта, связанным с цифровыми технологиями. У нас предусмотрено три вида практик – это учебная, производственная, преддипломная практика. И наша кафедра и Центр цифровой гуманитаристики имеет большой опыт такой совместной проектной работы с учреждениями культуры и искусства Пермского края. Я приведу пример только нашей кафедры, мы являемся активными партнерами при организации и проведении фестиваля документального кино «Флаэртиана». Наши студенты принимали активное участие при подготовке и в проведении выставки к столетию университета в Пермской государственной художественной галерее «Я знаю, как управлять Вселенной» и так далее. То есть опыт такой проектной работы у нас есть и это особые возможности для наших будущих магистров.
Ну, и еще один, волнующий всех вопрос, а что бы вы моли рассказать о своих партнерских взаимоотношениях с другими вузами?
Наша кафедра уже достаточно давно сотрудничает с факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета, а также с Бард-колледжем в Соединенных Штатах Америки (прим. Бард-колледж – это частный гуманитарный колледж свободных искусств в Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк) и в формате нашего сотрудничества мы занимаемся изучением и, что очень важно, использованием в образовательном процессе особых технологий, технологий развития критического мышления через чтение и письмо. Цифровая эпоха или цифровая культура не отменила текст, да? И вербальный и письменный. Сегодня формируется новый тип грамотности, которая основывается не только на знаниях компьютерных технологий, то есть владении компьютером как инструментом, но еще и способности создавать тексты, которые понятны не только самому автору, но и другим. Второй очень важный аспект новой грамотности – это способность понимать тексты других, то есть способность к онлайн коммуникации. Вот, и нам думается, что опыт такой совместной работы с коллегами поможет содержательно углубить образовательный процесс, поможет нашим магистрам получить необходимые компетенции.
Тогда еще один вопрос, как современное искусство будет представлено в этой учебной программе, симбиоз фундаментальных академических наук и современного искусства?
Современное искусство – это особый интерес нашей кафедры. У нас работает достаточное количество специалистов, которые уже много лет занимаются изучением современного искусства и целый ряд учебных курсов будут ориентированы на изучение современных художественных процессов, которые не укладываются в традиционные представления об искусстве. Еще очень важный аспект, на который я хотела бы обратить внимание. У нас предполагается адресная, индивидуальная работа с каждым магистром, то есть мы готовы ориентироваться на индивидуальный исследовательский, практический интерес каждого студента. И, если наша магистры захотят создавать арт-объекты, пусть то будет искусство на грани науки или цифровое искусство, то мы готовы помогать им в этом направлении.
Ну, и хочется спросить, такая необычная магистратура, а будут ли в ней ждать не только гуманитариев?
Вопрос на самом деле сложный, потому что ведь наша задача преодолеть эти границы и, как я раннее сказала, расширить горизонт нашего видения обо всем, что происходит рядом с нами, поэтому мы будем ждать гуманитариев, которые интересуются цифровыми технологиями и тех, кто не имеет гуманитарного образования, но задумывается над вопросом, а как влияют современные информационные технологии на жизнь общества и на жизнь отдельного человека.
И в заключении хочется задать вопрос, а чтобы вы порекомендовали в подготовке тем, кто захочет поступить в вашу магистратуру?
Как любой преподаватель скажет, необходимо начать с любого учебника по культурологии, либо истории культуры для того, чтобы представить культуру в её исторической динамике. С учетом того, что вступительные экзамены проводятся в форме эссе, авторского эссе, которое предполагает размышление, например, о судьбе культуры под влиянием техники, размышление на тему, а что такое цифровая культура, какая ее характеристика, каково будущее человечества, над этими вопросами я бы порекомендовала подумать…