Новые тренды Пермского университета: виртуальные музеи и 3D модели

НГ1В XXI в. в историко-культурном пространстве появляется понятие «Digital (virtual) heritage» («цифровое и/или виртуальное наследие»), которое включает в себя арт-объекты и произведения искусства, созданные при помощи цифровых технологий, но самое главное – это оцифрованные объекты и предметы реального историко-культурного наследия во всех его типах (так называемые материальные источники - скульптура, живопись, архитектура, памятники письменного наследия и т.д. и т.п.) и разнообразных форматах (включая, двухмерные изображения и трехмерные модели).

Виртуальные музеи являются важной информационной площадкой для репрезентации таких ресурсов.

Надежда Поврозник
Надежда Поврозник

В Центре цифровой гуманитаристики Пермского университета этим направлением занимается ведущий научный сотрудник, доцент кафедры новейшей истории ПГНИУ Надежда Поврозник. Оцифровка музейных экспонатов на основе технологий 3D-моделирования и фотограмметрии – важные компоненты работы с ИКН и создания современного виртуального музея. Сегодня в Пермском университете ведется активная работа по оцифровке античной коллекции Музея истории Пермского университета с целью сохранения и демонстрации историко-культурного наследия. Оцифрованная коллекция будет доступна в виртуальном музейном пространстве на сайте «Музеи Пермского университета». Данный проект был отмечен премией "Новатор года-2017".

museum

Оцифровка коллекций музея и создание 3D моделей - необходимая составляющая работы с фондами. Нам очень важно сделать доступными широкой публике наши коллекции. А также мы надеемся, что цифровые копии экспонатов дадут возможность исследователям использовать коллекции для своих научных проектов,

- говорит к.и.н., директор Музея истории Пермского университета Мария Ромашова.

НГ4

На сегодняшний день понятие «виртуальный музей» объясняют по-разному. Термин «виртуальный музей» понимается как:

  • созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующая исключительно в виртуальном пространстве;
  • как синоним виртуального тура по музею; как сайт реального музея (как представительство музея в Интернете);
  • как коллекция электронных копий предметов ИКН, имеющая доступ через Интернет;
  • как реальная музейная экспозиция, включающая виртуальные приемы и техники представления экспонатов (мультимедийные аудио-визуальные эффекты, голограммы, компьютерные инсталляции и т.д.);
  • как онлайн музей компьютерного искусства.

НГ3

Виртуальный музей в некотором роде представляет собой уникальную площадку для репрезентации исторического и культурного наследия. Экспозиционные возможности виртуального музея довольно широки и в них возможна демонстрация, как минимум, всех основных типов исторических источников – вещественные, письменные, изобразительные, картографические, аудио- и видеоматериалы и др. Среди оцифрованных вещественных источников можно назвать, например, этнографические собрания предметов быта и культа, оружия и орудий труда, украшений и иных предметов; археологические находки; архитектурные сооружения. Письменные памятники представлены электронными копиями памятников литературных и актовых, в том числе летописей, хроник, хронографов, житий, мемуаров, грамот и разного рода актов, рукописных и печатных изданий, эпистолярных жанров, периодики и т.д. (к слову, Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета занимается в том числе и оцифровкой Пермской губернской периодической печати периода Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны, подробнее на сайте проекта). Аудио- и видеоисточники представлены в виртуальных музейных коллекциях в качестве записей хроники, памятников устной истории, фольклора и т.д. Все эти группы источников репрезентируют различные эпохи и территории.

НГ2

Одно из главных преимуществ виртуальной среды перед реальным музеем – возможность более длительного сохранения экспозиции и расширение географических границ (т.е. доступность экспозиции для любого пользователя интернета). Виртуальные музеи также имеют свои «запасники» в виде виртуальных архивов, в которых хранятся материалы предшествующих выставок. Как правило, не представляется никакой трудности ознакомиться с ними. В том, наверное, одна из главных прелестей виртуального музея дл посетителя, нет «закрытых» запасников, доступным может быть действительно все. Возможность длительного сохранения выставок как таковых, например, при частой их сменяемости в реальности, может быть заложена в основу информационной системы виртуального музея в виде архивов выставок, новостных лент и т.д. В виртуальных музейных коллекциях часто представлены не только двухмерные экспонаты, но и объемные предметы. Широко распространена практика репрезентации двухмерных изображений объемных в реальности предметов.

На сегодняшний день 3D моделирование является одной из наиболее актуальных технологий для создания объемных цифровых копий объектов и предметов ИКН. Эта технология все чаще используется для представления коллекций в виртуальных музеях. Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что никто никогда не позволит любопытному посетителю музея рассмотреть интересный объект с разных сторон или коснуться его, а в виртуальном музее – многое реально. Например, масштабирование объекта, его трехмерное перемещение и т.д. Но самое потрясающее, что применение данной технологии позволяет знакомиться с реликвиями музеев всего мира, находясь в конкретной точки Земного шара. Так технология трехмерного моделирования становится незаменимой в работе над сохранением и репрезентацией историко-культурного наследия.

НГ7

Подробнее о виртуальных музеях и ИКН можно прочитать в статье Надежды Поврозник "Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия".