Одно из основных понятий, которым оперирует культуролог, – арт-практики. Что же это такое?

арт
Кадр из фильма "1+1", Франция, 2011 г.

Современные арт-практики – это новый язык искусства. В начале ХХ века художники начинают работать не только над изменением стилистики живописи или скульптуры, но изобретают новые виды искусства. Эпоха авангарда дала начало инновационным на тот момент коллажу и ассамбляжу (это использование объемных вещей, которые монтируются по принципу коллажа), реди-мейду (практике использования готовой вещи, которая переозначивается художником, что формирует новые смыслы). Все эти изменения тогда, сто лет назад, позволили искусству не быть только достоянием музея, но стать полем эксперимента художника, который реагирует на новую социальную, политическую, технологическую реальность; средством коммуникации с современными ему зрителями.

Художники второй половины ХХ – начала XXI века формируют новые языки и практики искусства. В 1960-е годы арт-сообщество стремится вывести искусство из поля арт-бизнеса, сделать его действенным инструментом социального влияния, превратить из музейного объекта в актуальную «прямую речь» художника. Эти намерения воплощаются в развитии перформанса, хэппенинга. художественной акции – арт-практики в которых художник физически сам становится частью художественного высказывания, часто вступая в прямую коммуникацию со зрителями. Эти новые арт-практики были на одной волне с «ревущими шестидесятыми», и продолжают развиваться по сей день.

Искусство очень чутко реагирует на изменения в поле медиа и технологий. В период 1960-х годов концептуально ориентированные художники начинают использовать видео в создании своих произведений. Новые технологии стали стимулом к рождению видео арта, гибридных инсталляций с видео, а позже медиа арта и его различных вариаций и сайенс-арта - искусства сотрудничества, где художник исследует актуальные проблемы науки и визуальный визуальный язык, которого составляют новые технологии.

Эпоха постмодерна трансформирует поле искусства: в нем появляются все больше элементов иной, казалось бы чуждой искусству реальности – науки, технологии, повседневности. Искусство становится некоторым открытым текстом, в котором одновременно ассимилированы внешние влияния и который является посланием миру.

А это означает, что современный квалифицированный культуролог может:

  • анализировать современные художественные явления, выходящие за рамки классического понимания искусства и сознательно провоцирующие конфликтное отношение к себе;
  • разрабатывать коммуникативную стратегию менеджмента художественных событий;
  • оценивать значимость современных художественных явлений прежде, чем они приобретут историческую дистанцию.

Каждый человек через арт-практики реализует свое видение мира, чувства, идеи. Наша задача – не только эстетически и художественно оценить эти материальные и нематериальные объекты, но и увидеть их глубинные смыслы.