Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета совместно с кафедрой истории философии и механико-математическим факультетом ПГНИУ начинает работу над проектом «Магнитные поля». Результаты проекта будут представлены на выставке в рамках форума "Наука и глобальные вызовы XXI века" и во время конференции "Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования”.
Проект "Магнитные поля" комментирует куратор Анна Суворова.
Мы начинаем работу над университетским проектом «Магнитные поля». Почти сто лет назад в 1919 году сюрреалисты Андре Бретон и Филипп Супо написали: "Мы – пленники капель воды, бесконечно простейшие организмы. Бесшумно мы кружим по городам, завораживающие афиши больше не трогают нас. К чему эти великие и хрупкие всплески энтузиазма, высохшие подскоки радости? Мы не ведаем ничего, кроме мёртвых звезд, мы заглядываем в лица людей и вздыхаем от удовольствия». Искусство интересно скорее не тем, как красиво рисовал художник, удалась ли перспектива в картине, ярки ли краски. Много больше нас волнует та энергия, которая вложена в картину, то, о чем думал, что писал и говорил художник. Мы испытываем притяжение к объекту искусства, магнитное поле возникает в его пространстве. Физика нас учит, примерно тому же: "Магнитное поле можно назвать особым видом материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися заряженными частицами или телами, обладающими магнитным моментом”. Внезапно в этих разных, казалось бы, бесконечно удаленных полях мы обнаруживаем близость.
Современная наука характеризуется, с одной стороны, тенденции к дифференцированию изучаемых частными науками областей реальности, а с другой – тенденции к междисциплинарности, смещению границ между этими областями, обмену методологиями и подходами между различными науками. В то же время, внутри каждой области знаний, как новой, так и фундаментальной, существуют различные теории и исследовательские подходы, зачастую обращающиеся к одним и тем же явлениям.
Современное искусство, в свою очередь, также характеризуется более глубокой и сложной структурой. Так, в частности, происходит стирание границ художественного и нехудожественного: возникают новые формы художественного выражения, используются новые материалы. Также происходит трансформация видов искусства, появляются гибридные формы, обращающиеся к разным художественным "языкам". Важным аспектом современного искусства является и изменение его функций – это не столько отображение реальности, сколько попытка исследования внутреннего мира, социальных, глобальных проблем, в которое вовлекается не только художник, но и зритель.
Проект-коллаборация “Магнитные поля” объединяет поле искусства и науки. Художники, философы, продюсеры, искусствоведы, культурологи объединяются с математиками, физиками, программистами, создавая это взаимодействие между движущимися частицами. Самые разные специалисты сформируют несколько междисциплинарных команд, целью каждой из которых будет создание арт-проекта, в котором философская интуиция объединиться с новыми технологиями и точным знанием. В проект включаются Алексей Щигалев, Алекс Этевут, Александр Кошелев, Андрей Пикалов, которые имеют фантастический творческий бэкграунд: они работают с инсталляцией, видео, практиками изобразительного искусства. Итогом станет несколько художественных проектов, которые, следуя логике арт-интервенций, возникнут в самых разных уголках университета.
Идея проекта – Анна Суворова.
Вдохновители проекта – Елена Березина, Динара Гагарина, Андрей Кузнецов, Сергей Корниенко.
Текст концепции – Ирина Насырова, Анна Суворова.
Проект лежит в русле Science&Art и будет интересен в том числе будущим магистрантам программы «Цифровые технологии в социокультурных и арт-практиках».
Чтобы стать участиком проекта, напишите на scienceart.psu@gmail.com.
Photo: Mirrored Rooms by Yayoi Kusama.