More than DH

Сотрудники Центра цифровой гуманитаристики Пермского университета приняли участие в Третьей Московско-тартуской школе по цифровым гуманитарным исследованиям, которая прошла 1-7 октября в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» в Новой Москве.
Школу проводит Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ (г. Москва).

43166132_2286818864885387_1860607642540441600_n

На предварительном этапе школы сотрудник центра Динара Гагарина прочитала лекцию «Изучаем Digital Humanities онлайн». На сегодняшний день онлайн-сектор развивается с высокой скоростью, стирая привычные границы доступа в знанию и, когда в рамках привычных учебных программ не хватает дисциплин, нужно просто пользоваться возможностями современного образования и постоянно развиваться!

43025697_2183268531886513_3932007740188131328_o

Динара Гагарина и Анатолий Ященко посетили тьюториал «Stylometry with R», которым руководила исследовательница из Краковского университета (Польша) Joanna Byszuk. Участники тьюториала работали с языковой средой R, в частности, с пакетом, разработанным группой польский ученых специально для работы с русскоязычными текстами.

Стилометрия является одним из наиболее специфичных методов лингвистических исследований, однако, наши исследователи уже успели провести апробацию методики на историческом нарративе и прийти к выводу, что и в исторических исследования возможности стилометрии также весьма широки. Например, даже на кейсе периодической печати Пермской губернии начала XX в. можно получить интересные результаты с помощью стилометрии.

Илиана Исмакаева приняла участие в тьюториале «Что такое хорошо и что такое плохо: эволюция понятий в русскоязычных новостных текстах». Тьюториалом руководили Андрей Кутузов (университет Тренто (Италия), сотрудник Language Technology Group) и Елизавета Кузьменко (Университет Осло (Норвегия). В рамках учебного курса молодые ученые разбирались с особенностями сентиментального анализа (анализ тональности текста), способами выделения семантических сдвигов и смены смыслового содержания тех или иных слов со сменой некоторых контекстов.

Возможно ли применение этого в исторических проектах? Безусловно, предметом исторических исследований уже становились подобные проблемы, но информационные технологии позволяют сделать такой анализ более точным, а работу - быстрой. На тьюториале была разработана самообучающаяся нейронная сеть, которая вскоре сама смогла с определенной точностью определять тональность слов и предложений в текстах.

Юлия Ященко стала участницей тьюториала «Социальные сети в русской литературе: связи и голоса» под руководством Франка Фишера и Даниила Скоринкина (исследователи Центра цифровых гуманитарных исследований, НИУ ВШЭ (Россия).

36358776_431468673994289_2846956721836916736_n
Фото Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.

Участники тьюториала обучались разметке текстов и разбирались с возможностями сетевого анализа на примере британских детективов конца XIX-начала XX в. Освоили инструмент для кодировки текстов, а также программу для сетевого анализа Gephi. Данный метод имеет большие возможности не только с точки зрения выделения некоторых структурных особенностей текстов, но выявления типов связи объектов исследования, их роли и т.д.

Сетевой анализ давно вошел в блок привычных методов лингвистики, филологии и социологии, но в истории он применяется все еще не часто. Тем не менее, его применение в историческом проблемном поле представляется не менее перспективным. А характерные особенности некоторых исторических источников придают скорее особый шарм сетевому анализу.

Кроме того, Анатолий и Юлия представили свои исследовательские проекты «Горнозаводская промышленность на страницах Пермской губернской периодической печати в начале XX века» и «Динамика образа России в визуальной медиакультуре Японии на рубеже XX-XXI вв.»

43270271_505145886626567_5119642205568368640_o
Фото Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.

Подробнее о школе на сайте Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.